Эллиптический Римский Колизей является одним из величайших образцов римской архитектуры и одним из чудес средневековья.
Рим был центром образования, торговли и коммерции долгое время и внес значительный вклад в развитие этих областей.
Возникновение слова “Колизей”, вероятно, происходит от колоссальной статуи Нерона, который когда-то стоял возле стадиона. Самые известные в современном мире руины, являлись фирменным знаком Рима в античные времена.
Древний амфитеатр называют “Гербом Рима” и это вполне заслужено. Хотя сильные разрушения, которому подвергся исторический памятник, обезобразили первоначальный облик сооружения- он и сегодня производит по-прежнему колоссальное впечатление на всех, кто в первый раз видит Колизей.
Римский Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши император Веспасиан уничтожить следы правления своего предшественника Нерона, императора-поджигателя.. В рамках этого проекта на месте огромного пруда, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 50 000 зрителей. Торжества в честь его открытия (в 80 году н.э.) продолжались непрерывно ровно 100 дней; за это время друг друга растерзали и перерезали 2 000 гладиаторов и 5 000 диких зверей.
Длительное время Колизей являлся главным увеселительным местом Рима и был использован для гладиаторских боев и других публичных зрелищ, в том числе имитации морских боев. Он был использован в течение следующих 500 лет. Также осуществлялись постановки спектаклей основанных на античной мифологии.
В 248 году император Филипп ещё праздновал в Колизее с большим размахом тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как не соответствующий духу христианства, ставшего после императора Константина Великого господствующей религией римской империи. Тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. И после этого начался закат Амфитеатра Флавиев, поскольку по назначению уже практически не использовался. В разные времена использовался как жилье, как помещение для религиозного ордена, как крепость и христианская святыня. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению
Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. Амфитеатр стали рассматривать как каменоломню для снабжения строительными материалами новых построек. И что интересно, таким вандализмом не брезговали даже папы. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Конечно основная часть амфитеатра сохранилась, но обезображено было основательно. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Благосклонность пап величественному памятнику древнего зодчества началось в середине 18 века и первым ставшим на защиту развалин Колизея – был Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году.
В настоящее время Колизей находится в плачевном состоянии, что не мешает ему быть местом паломничества многочисленных туристов. На скорость разрушения большое влияние оказывает дождевые и подземные воды, загрязнение воздуха и вибрация от интенсивного дорожного движения в непосредственной близости от Колизея. Требуются срочные восстановительные работы. Надо отдать должное правительству Италии, которое выделяет средства на раскопки и реставрацию этого рукотворного чуда и памятника мирового наследия, но без вмешательства мирового сообщества обойтись не удастся. Особенно во время настоящего мирового финансового кризиса.
Довольно часто проводятся концерты и постановки других музыкальных мероприятий, но не внутри амфитеатра. Колизей является в данном случае только фоном.