Современная история Камбоджи.

Страна Камбоджа,где камбоджа,города камбоджиВ пятницу вечером включил телевизор и увидел благотворительный концерт. Собирали деньги для детей Камбоджи.Ведущие концерта ездили туда лично и показали , что видели. Впечатлание конечно неприятные остались. Но самое интересное, что на следующий день получил статью о Комбодже. Написана не в стиле моего сайта, но это Вас точно взбодрит. И отличный повод открыть новую рубрику. И так Сергей Киреев.

История кампучийской трагедии

70-е: гражданская война и американская агрессия

Новый режим во главе с Лон Нолом и принцем Сирик Матаком заявил 9 октября 1970 о создании Кхмерской республики. Президентом стал маршал Лон Нол. В стране были созданы новые политические партии, во главе правительства стояли Сирик Матак (1971–1972) и Сон Нгок Тхань (1972). В 1972 власти провели выборы в парламент, на которых победили сторонники Лон Нола из Социально-республиканской партии (СРП); ее представитель Ханг Тун Хак сформировал правительство. Однако в руководстве Кхмерской республики не прекращалась внутренняя борьба. В 1973 ненадолго было создано «чрезвычайное правительство» во главе с лидером Демократической партии Ин Тамом. Затем вплоть до апреля 1975 у власти стоял кабинет Лонг Борета, в который входили СРП и сторонники Сирик Матака из Республиканской партии.

Сианук не признал переворот. Обосновавшись в Пекине, он пошел на союз со своими давними противниками – коммунистами. В стране началась гражданская война. В мае 1970 сторонники Сианука и коммунисты объединились в Национальный единый фронт Камбоджи (НЕФК). Главой государства признавался Сианук, во главе Королевского правительства национального единства с участием коммунистов встал его сторонник Пенн Нут. Однако реальной боевой силой, на которую могло опереться это правительство, стали вооруженные отряды компартии. Ей фактически и принадлежала власть в освобожденных районах.

Стремясь подавить оппозицию, правительство Кхмерской Республики попросило в апреле 1970 США о военной помощи. Американцы немедленно начали поставку оружия и военной техники, а затем вместе с Южным Вьетнамом ввели на территорию Камбоджи свои войска. К 1 июля 1970 американские силы были официально выведены. Однако вплоть до 16 августа 1973 они продолжали наносить массированные бомбовые удары по городам и деревням страны. За это время на территорию Камбоджи было сброшено 500 тыс. бомб. Общее число жертв гражданской войны оценивается в 1 млн. человек. Сотни тысяч стали беженцами. Страну постигла гуманитарная и хозяйственная катастрофа.

Известный американский учёный-социалист Ноам Хомский выступая в прессе, утверждал, что сообщения о массовых убийствах, совершённых Красными Кхмерами — не что иное, как попытка замаскировать убийства мирных жителей, совершённых американцами в Камбодже до прихода к власти Пол Пота.

Стремясь уничтожить «красных кхмеров» и базы Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, американцы сбросили на территорию маленькой Камбоджи больше бомб, чем на территорию Германии за весь период II Мировой войны. С февраля по август 1973 года в результате массированных бомбардировок они сбросили 257 465 тонн взрывчатых веществ в пересчёте на тротиловый эквивалент. Потери среди мирного населения исчислялись сотнями тысяч. Но в то же время и борьба кхмерского народа против американцев вышла за территорию отдельных партизанских районов и распространилась на всю территорию страны. Вера в «доброго короля», которого обидели американцы, накладывалась в крестьянском сознании на стремление к построению «царства Божия на земле», в котором как обещали коммунисты, окончательно восторжествует справедливость. Этот гремучий коктейль из идеологий заставлял нищих батраков браться за оружие и уходить в джунгли в поисках лучшей доли.

Из северного Вьетнама по тропе Хо Ши Мина в страну потянулись коммунисты просоветской ориентации (всего порядка полутора тысяч), сидевшие при Сиануке в Ханое тихо как мыши Понятно, что провьетнамская линия авторитетом в партии не пользовалась, её сторонников часто подвергали чисткам и заставляли заниматься самокритикой. Иногда даже вспыхивали перестрелки между кхмерскими и южновьетнамскими партизанскими отрядами, но в целом перед лицом американской угрозы союзнические отношения сохранялись.

 Война в джунглях велась с неслыханной жестокостью: потери личного составареволюционной армии «красных кхмеров» составили около четверти личного состава (порядка 16 тысяч человек убитыми). Но, несмотря на это партизаны постепенно брали верх.

Уже в 1973 году на освобожденных территориях начала проводиться планомерная коллективизация. Преобразования, начатые партизанами в деревне, преследовали двоякую цель: с одной стороны, чисто практическую — улучшение снабжения армии продовольствием, с другой стороны, идеологическую — усиление социалистического начала в деревне.

К весне 1975-го, когда американцы окончательно вывели свои войска из Индокитая, произошло то, что историки назвали «падением карточных домиков»: лишенные американской военной поддержки марионеточные режимы в Сайгоне, Пномпене и Вьентьяне рухнули с интервалом меньше чем в одну неделю.

1 апреля 1975 Лон Нол бежал из Пномпеня. Его заменил временный президент Сау Кхам Кхой, который в попытке остановить штурм столицы поручил формирование правительства лидеру оппозиционной Демократической партии Чау Сау. Этого не допустили военные, совершившие переворот. Но хунта во главе с генералом Сак Сутсакханом была уже бессильна спасти режим.

При помощи США режим Лон Нола увеличил свою армию с 30 до 200 тыс. человек. Но справиться с расширявшимся партизанским движением он не смог. Население столицы увеличилось за счет беженцев с 200 тыс. до 2 млн. человек. Отрезанный от остальной страны город снабжался всем необходимым по американскому «воздушному мосту». Экономика страны была совершенно разрушена; объем производства риса достигал 1,6 млн. т. в год.

 

На улицы освободителей вышло встречать всё население Пномпеня.

Новая гражданская война и иностранное вмешательство

После взятия Пномпеня вьетнамские войска передали власть своим сторонникам из НРПК. Страна была переименована в Народную Республику Кампучия, но осталась однопартийным государством. Высшим органом власти до 1981 считался Народно-революционный совет во главе с лидером НРПК Хенг Самрином. По конституции 1981, структура органов государственной власти была изменена: были образованы Государственный совет (председатель – Хенг Самрин) и Совет министров (председатель с 1984 – Хун Сен).

Режим Хенг Самрина отменил большую часть мер, осуществленных «красными кхмерами». Он приступил к восстановлению городов, промышленности и ирригационной системы, возродил денежную систему и смягчил тотальную коллективизацию, заменив ее кооперативами – «группами трудовой взаимопомощи». Производство риса возросло с 1,3 млн. т. риса в год в 1979–1983 до 1,9 млн. т. в 1984–1988. Была восстановлена буддийская религия.

В военном отношении новое правительство опиралось, в первую очередь, на остававшиеся в стране вьетнамские войска. В феврале 1979 между двумя странами был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудничестве сроком на 25 лет.

Однако режиму Хенг Самрина не удалось утвердиться на всей территории страны. Противники вьетнамского влияния сплотились и оказали ему вооруженное сопротивление. Чтобы облегчить взаимодействие антивьетнамских сил, «красные кхмеры» вначале реорганизовали свое правительство, заменив Пол Пота на более умеренного Кхиеу Самфана, а в 1981 объявили о роспуске компартии и ее преобразовании в Партию за Демократическую Кампучию (ПДК). ПДК заявила о своем отказе от марксизма-ленинизма, признала принципы рыночной экономики и попросила прощение за репрессии, осуществленные в период правления «красных кхмеров». В июне 1982 ПДК, сторонники Сианука (Движение за национальное освобождение) и приверженцы Сон Санна (Национально-освободительный фронт кхмерского народа) образовали Коалиционное правительство Демократической Кампучии, получившее официальное признание ООН. Сианук был объявлен президентом Демократической Кампучии, Сон Санн – премьер-министром, а Кхиеу Самфан – его заместителем. Основой вооруженных сил стали формирования «красных кхмеров», насчитывавшие до 50 тыс. человек. В отрядах сторонников Сианука было около 3 тыс., а Сон Санна – около 10 тыс. человек.

Вновь разгорелась гражданская война, в ходе которой ни одна из сторон не могла одержать верх.

Соединения «красных кхмеров» были спаяны железной дисциплиной и высокой сознательностью, товарищу Пол Поту всё-таки удалось воспитать довольно значительную часть населения в духе новых идей. А проправительственные части представляли собой сброд, составленный из вояк трёх конкурировавших прежде группировок — поистине опереточное сборище! В регулярной армии Камбоджи на сотню солдат приходится по два генерала, шесть полковников и около двадцати майоров. По максимальной пропорции соотношения офицеров и генералитета к солдатам Камбоджа заняла первое место и попала в книгу рекордов Гиннеса. В маленькой стране насчитывалось две тысячи генералов, две тысячи полковников и более десяти тысяч подполковников и майоров.

Но свое неумение воевать регулярная армия с лихвой возмещала за счёт бессмысленных зверств и издевательств над мирным населением страны. Вот где впору говорить о мясниках и кровавых садистах. «Когда мы берём в плен боевиков из формирований «красных кхмеров», мы отрезаем им головы и отправляем их командирам», — заявил один такой вояка в интервью «Пномпень пост» 20 мая 1994 года. — «Обычно мы убиваем пленных не сразу, а медленно отпиливаем им голову ржавой пилой…». По свидетельству австралийского посла в Камбодже Джона Хэллоуэя, «крестьяне в сельской местности больше всего боятся правительственных войск, а на «красных кхмеров» смотрят как на заступников».

Но наиболее зловещей структурой правящего пномпеньского режима в середине 1990-х годов было Бюро военной разведки. Оно было тесно связано с криминальным миром, причастно к организованной преступности, заказным убийствам, пыткам и внесудебным казням людей лишь по подозрению в левацких симпатиях. На вилле, принадлежавшей руководителю этой спецслужбы, ООНовская военная полиция обнаружила шикарный лендровер, угнанный из представительства одной из гуманитарных миссий ООН…

Гнилость подобного общественного устройства ясно ощущали все: полицейские занимались рэкетом, судьи вымогали взятки, а так называемые «коммунисты» из Народной партии Камбоджи дозюганились до того, что выдвинули законопроект о жестоком подавлении любых выступлений протеста, голосовать за который отказались даже монархисты.

Один высокопоставленный камбоджийский дипломат, аккредитованный в России, так охарактеризовал коалиционный пномпеньский режим в интервью газете «Сегодня»: «По внешним признакам у нас демократия: существует независимая пресса и свободный рынок. Но простые люди не понимают, зачем им нужна такая свобода».

В 1987 правительство Народной Республики Кампучия (НРК) вынуждено было согласиться на диалог с оппозицией, вывод вьетнамских войск и проведение свободных выборов под международным контролем. В апреле 1989 была переименована в Государство Камбоджа, в июле Национальное собрание в Пномпене одобрило декларацию о постоянном нейтралитете страны, и к концу сентября 1989 из нее были выведены вьетнамские войска. После этого открылся путь для политического урегулирования.

Летом 1989 в Париже проходила Международная конференция по Камбодже. Позже Австралия предложила план проведения выборов в Камбодже под эгидой ООН. С января 1990 стали проводиться регулярные консультации заместителей министров иностранных дел – постоянных членов Совета безопасности ООН, на которых были согласованы основы мирного урегулирования, принятые также камбоджийскими сторонами.

В июне 1990 в Токио Сианук и Хун Сен договорились о создании Высшего национального совета Камбоджи из представителей всех четырех фракций. Такой совет был сформирован в сентябре того же года на встрече камбоджийских сторон в Джакарте, но начал действовать только в конце 1991. 24 июня 1991 камбоджийские стороны объявили о бессрочном прекращении огня.История Камбоджи, где камбоджа, фото Камбаджи, храмы Камбоджи

23 октября 1991 на Международной конференции по Камбодже в Париже были подписаны Соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании камбоджийского конфликта, Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства, а также Декларация о восстановлении и реконструкции. С ноября того же года в стране осуществлялась миротворческая операция ООН, которую координировал Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). На период ее проведения высшим органом власти в стране являлся Высший национальный совет, чья деятельность регламентировалась Парижскими соглашениями. В него вошли 6 представителей Государства и по 2 представителя от «красных кхмеров», сторонников Сианука и Сон Санна. Одновременно оба лагеря сохраняли до проведения всеобщих выборов собственные органы власти.

«Красные кхмеры», контролировавшие северные и западные районы (около 20% территории) страны, отказывались провести демобилизацию и разоружение своих сил, и в ноябре 1992 Совет безопасности ООН ввел экономические санкции против них. В начале 1993 «красные кхмеры» вышли из Высшего национального совета.

В мае 1993 под международным наблюдением и контролем ООН в Камбодже были проведены многопартийные выборы в Конституционное собрание. В них приняли участие основные политические группировки и течения, за исключением «красных кхмеров» (оформились в 1992 в Партию национального единства). Победу одержали сторонники Сианука, создавшие Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную Камбоджу (ФУНСИНПЕК).

Пол Пот – жизненный путь

города камбоджи,где камбоджа

Поразительное единодушие, с которым оплевывали политическую систему государства Демократическая Кампучия, существовавшего с 1975-го по 1978 год, и в странах Запада и в странах Варшавского пакта невольно заставляет задаться исследователя этой проблемы вопросом: почему в противостоянии кампучийскому режиму объединились злейшие враги.

Конечно, империалистов и ревизионистов в единый антиполпотовский фронт сплотили не пресловутые общечеловеческие ценности — для обеих систем это не более чем демагогия. Странно другое, американцы прекрасно знали, как в странах советского блока умели подтасовывать статистику, но, несмотря на это, никогда так и не усомнились в цифрах «геноцида», приводимых марионеточным провьетнамским правительством Хун Сена — Хенг Самрина.

И это в то время, когда американцы оказывали помощь, если не самим «красным кхмерам», то их временным союзникам по антивьетнамской коалиции — частям Лон Нола и Сианука. Казалось, уж им-то выгоднее если не усомниться в масштабах «геноцида», то, по крайней мере, сделать вид, что ты его не заметил.

Однако ненависть к полпотовцам сплотила, казалось бы, все ведущие силы мировой политики.

Почему же эта неприязнь стала столь единодушной? В чём загадка Пол Пота? Почему он сделал то, что он сделал?

Ответить на эти вопросы мы постараемся в ходе небольшого экскурса в историю Кампучии второй половины XX века.

Товарищ Пол Пот (настоящее имя Салот Сар) родился в 1928 году в провинции Кампонгтхом. Его отец Пнем Лот был крупным помещиком, владевшим стадом в 30-40 быков и нанимавшим до 40 батраков в период сбора урожая. Родственники его тоже преуспевали — двоюродная сестра была одной из жён короля Монивонга, предшественника Сианука, а родная сестра Пол Пота Лот Сарин стала официальной наложницей короля. Но Салот Сар рос одиноким и нелюдимым, он видел творящуюся вокруг несправедливость, нищету крестьян и мечтал одним махом покончить со всем этим. Единственным другом детства Пол Пота был его брат Салот Чхай, с которым вместе они начали служить при королевском дворе.

В 1949 году он получил стипендию французского правительства и поступил в Сорбонну, изучать курс машиностроения. Здесь он вступил во Французскую коммунистическую партию. Вместе с группой кхмерских студентов будущих лидеров Кампучии — Иенг Сари, Кхиеу Самфаном и Сон Сеном — он создал марксистский кружок и принялся за изучение основ марксистской науки — теории классовой борьбы, тактики организационного контроля, сталинского подход к решению национальных проблем.

В 1953 году он в составе молодёжной бригады французских комсомольцев ездил на уборку урожая в Югославию. Случай своего рода беспрецедентный, ведь все коммунистические партии, согласно резолюции Коминформа, обязаны были порвать все связи с югославскими ревизионистами. То, что он увидел в титоистской Югославии, Салот Сару не слишком понравилось, но он твёрдо усвоил, что в случае чего можно построить социализм и самостоятельно без помощи таких гигантов как СССР и Китай.

В 1953 году он, не успев завершить образование, был депортирован из Франции за участие в антиимпериалистических демонстрациях. В том же году он успел повоевать в джунглях в составе отрядов «Иссарак». Затем в 1955-м поддерживал связь во время парламентских выборов между легальным крылом коммунистов и некоммунистической оппозицией. В 1960-м активно способствует тому, чтобы партия стала проводить независимый от Вьетнама курс на вооружённую борьбу с Сиануком, обескровившего партию репрессиями.

В 1963 году после утверждения на посту первого секретаря партии переходит на нелегальное положение и начинает вооружённую борьбу.

В 1965 году он пытается завязать контакты с международным коммунистическим движением. В августе он устанавливает контакт с советским посольством в надежде, что Москва окажет поддержку вооружённой борьбе кхмерских партизан. Но Брежневу незачем ссориться с «прогрессивным» Сиануком и тратить деньги на карликовую камбоджийскую компартию. На встречу с Пол Потом советские руководители прислали всего лишь третьего секретаря посольства, не наделённого никакими реальными полномочиями. Его отшили как мелкого халявщика, и он на всю жизнь затаил обиду на советских коммунистов

В том же году он посетил Ханой, но долго там не задержался, зато почти год провел в Китае, где был принят на высшем уровне и с восхищением наблюдал за началом Великой пролетарской культурной революции. С этого момента его судьба была теснейшим образом связана с политикой КНР в Индокитае. В 1967 году в провинциях Сомлот и Баттамбанг вспыхнуло мощнейшее восстание, руководимое коммунистами полпотовской ориентации. В следующем году размах партизанской борьбы ещё больше расширился. В Ханое это восприняли с явным неудовольствием, камбоджийским коммунистам дали понять, что на убежище на территории Северного Вьетнама они ещё в случае чего могут рассчитывать, а вот оружием и боеприпасами им помогать не будут.

Правительство Сианука в панике порвало негласные отношения с Фронтом национального освобождения Южного Вьетнама, с ДРВ, провело чистку Сангкума от левых элементов и призывало к нормализации испорченных прежде отношений с Америкой. Но тщетно, американским хозяевам не нужен был капризный и переменчивый Сианук, и 18 марта 1970 года генерал Лон Нол, воспользовавшись визитом Сианука в СССР, произвел военный переворот и установил марионеточный проамериканский режим.

Долгими вечерами в Париже в марксистском кружке, позднее у партизанского костра, во время поездок в Пекин товарищ Пол Пот снова и снова обсуждал с Сон Сеном и Кхиеу Самфаном волновавшие его проблемы строительства социализма. То, что он видел во Франции, в Югославии, в народном Китае и Северном Вьетнаме, говорило ему, что практика строительства социализма приводит к тому, что партийное руководство страны превращается в замкнутую привилегированную касту, своего рода «новую буржуазию», которая, даже если на первом этапе и состояла сплошь из пламенных революционеров, но, постепенно обрастая привилегиями, всё больше и больше начинает стремиться не к форсированному строительству коммунизма, а к упрочению собственного положения и в конце концов встаёт на капиталистический путь. Уж как выжигали подобную шваль в Китае, даже партию целиком разогнали и собирали потом заново, ан глядь, не прошло и десяти лет с начала культурной революции, как все эти гниды повылазили из щелей, вновь заняли руководящие посты и повернули страну на путь рыночных реформ.

С другой стороны, рядовые граждане стран социализма, как правило, не ставят укрепление дела социализма главной задачей своей жизни. Как правило, они стремятся просто получше устроиться, побольше получать денег, побольше урвать от государства. Таким образом, как подсказывал опыт, психология обывателя социалистической страны мало чем отличалась от психологии мелкого буржуа. А тут ещё гнилая интеллигенция всегда в закамуфлированном виде начинает петь песни о «творческой свободе», которые заканчиваются призывами восстановить капитализм. Да к тому же социализм в Кампучии пришлось бы строить в крестьянской стране, а ведь, согласно Ленину, мелкособственническое крестьянское хозяйство вновь и вновь воспроизводит капитализм…

Конечно, можно было бы строить свой, национальный вариант социализма, который широко практиковался в странах третьего мира и был лишь приукрашенным вариантом капитализма, можно было дать мелкобуржуазной стихии поблажку, выбрать «социализм с человеческим лицом». Можно было, наконец, просто «железной рукой» ввести подобие военного коммунизма. Но все эти варианты не прельщали группу единомышленников, сплотившихся вокруг Пол Пота в руководстве.

Все эти варианты, даже «военный коммунизм», были чреваты тем, что после смены руководства страна легко могла бы возвратиться на буржуазный путь развития. Нет, этот путь не годился. Задача была поставлена другая — в течение как можно более короткого срока создать нового человека, человека эпохи социализма, физиологические потребности которого были бы сведены к минимуму, индивидуализм, страсть к приобретательству и обогащению были бы изжиты полностью, а стремление трудиться, желание служить коллективу, стране, партии превратились бы в естественные потребности.

А для этого «человеческий материал» необходимо было перевоспитывать и ещё раз перевоспитывать. Создать человека нового общества непросто: ведь над каждым членом обществ тяготит его прежний опыт — привычка жить при капитализме. А потом, старшие передают свое мировоззрение, отягощённое пережитками, представителям нового поколения, рождённым после революции. Как с этим бороться? Можно, конечно, махнуть на это рукой и ждать, пока некогда революционный социализм через постепенное омещанивание превратиться в рыночное болото.

Многие радикальные революционные мыслители предлагали радикальные способы решения этой проблемы: так, например, русский народник Петр Ткачёв предлагал после революции истребить всех старше 35 лет как носителей косного консервативного сознания. Но товарищ Пол Пот искренне верил, что в природе человека заложены также сильные коллективистские начала и при жизни одного поколения людей путем правильного воспитания можно переделать индивидуалистов в альтруистов. На языке «красных кхмеров» это называлось политическое образование кадров.

Масштабы эксперимента, начатого Пол Потом, тем более значительны, что Кампучия была отсталой аграрной страной, в которой не было практически своего промышленного пролетариата. Немногочисленные городские кустари по своему мировоззрению принадлежали скорее к мелкой буржуазии. Таким образом, единственной социальной опорой глубинных социалистических преобразований в стране был и оставался сельский пролетариат — батраки и безземельные крестьяне. Город оказался полностью враждебен революции. Города должны были быть уничтожены.

В стране начались коренные преобразования

Практически всё городское население было переселено в сельскую местность. Там из горожан и местных жителей сколачивались “коммуны” и “трудовые армии”. Вместе с частной собственностью была ликвидирована и личная. Деньги были изъяты из обращения.

Пол Пот не был ни «кровавым мясником», ни «патологическим садистом». Вот скажем, инструкция по применению специальных методов ведения допроса к врагам родины и революции объекта §21 — политической тюрьмы на северо-востоке страны. В нём говорится: «Целью применения пыток является получение адекватной реакции со стороны допрашиваемого. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать у пытуемого быструю адекватную реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли у допрашиваемого. При пытке не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, нужно проверить состояние здоровья допрашиваемого, а также проверить исправность и простерилизовать орудия пытки. Не следует убивать допрашиваемого раньше времени. При допросе главными являются политические соображения, причинение же пытуемому боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний, когда есть возможность получить от врага прямые ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность способна замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость и категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения их причин и мотивов. Только так враг будет сломлен». Вдумайтесь, даже самых отъявленных врагов народа они пытались переделывать, агитировать и воспитывать.

Глубоко лживыми являются также утверждения, что Пол Пот был просто честолюбивым авантюристом, жаждавшим славы и власти. Товарищ Пол Пот хотя и был бессменным секретарем компартии, но до назначения в 1976 году премьер-министром старался не афишировать ни своё подлинное имя, ни псевдоним. Не любил он и выставляться на публику, сниматься и фотографироваться. После 1991 года не было сделано ни одного снимка Пол Пота. Известно что японское агентство Асахи даже предложило миллион долларов за свежую фотографию Пол Пота. Скромность и анонимность Пол Пота вошли в кхмерскую поговорку.

Безусловной ложью являются и утверждения некоторых «ревнителей чистоты марксизма», что режим Пол Пота был «мелкобуржуазно-крестьянским». При этом они, как правило, ссылаются на ленинскую цитату о том, что «мелкобуржуазное крестьянское неизбежно вновь и вновь рождает капитализм». Но Ленин-то это говорил про Россию, где основную часть крестьянства составляли середняки. А откуда же взяться товарным отношениям и капитализму в Кампучии, если все деньги были уничтожены, а собственность обобществлена настолько, что даже есть в одиночку считалось преступлением. Кампучия была социалистическим государством сельского пролетариата.города камбоджи,где камбоджа

Причина, по которой была уничтожена Демократическая Кампучия, причина, по которой на её руководителей выливали ушаты грязи и обвиняли в самых несусветных грехах, заключается в том, что, сведя все данные о Кампучии в один реестр, системные аналитики в Кремле и в Белом доме схватились за голову. Что же это будет, если народы мира узнают, что можно вот так запросто взорвать Госбанк и жить без денег? Что можно сровнять с землей города и коптящие небо заводы и жить в первоначальной гармонии с природой в коммунах, что всю элиту, будь то монополистическая буржуазия или партийная бюрократия, можно перевоспитать тяжёлым и упорным крестьянским трудом и превратить в простых сельских тружеников? «Нет!» — завопили те, кто отвечает за судьбы мировой политики. — «Эдак и у нас такое народ захочет сделать. Не допустим! Никогда! Нужно всё это срочно задавить и дискредитировать!». И задавили штыками вьетнамцев.

вьетнамцев.

Моральный дух в войсках «красных кхмеров» был высок: молодые бойцы готовы были сражаться против вьетнамцев в соотношении «один против тридцати». Но перевес в численности и в вооружении был явно на стороне Вьетнама. Пол Пот с сорока тысячами своих вооружённых сторонников был вынужден отойти на территорию Таиланда, но не прекратил борьбу.

Если Пол Пот действительно был «кровавый маньяк», а вьетнамские войска принесли кхмерской нации избавление от ужасов «геноцида», как утверждает демократическая пресса, то почему, хочется спросить мне, вместе с ним ушли не только его вооружённые формирования, но и сотни тысяч беженцев? Почему «красные кхмеры» на протяжении почти двадцати лет успешно ведут партизанскую борьбу контролируют обширные районы страны и пользуются значительной поддержкой местного населения?

Товарищ Пол Пот проявлял неустанную заботу о высоком морально-политическом духе своих соратников. Все — от рядового бойца до высших кадровых работников — проводили на политзанятиях больше чем на занятиях по боевой подготовке. Эта система позволяла верным полпотовцам идти от победы к победе. В марте 1994 года правительственная армия, переоснащенная на американские деньги, попыталась начать массированное наступление на южную группировку «красных кхмеров». На некоторое время им даже удалось захватить Пайлин — город на границе с Таиландом, где размещалась главная база партизан. Но «красным кхмерам» удалось переломить ситуацию.

В конце апреля они вернули себе Пайлин и на плечах отступающей правительственной армии ворвались в город Монгкомбарай. Оттуда открывалась прямая дорога на Пномпень. Казалось, ещё немного решительности — и над страной вновь взовьется знамя демократической Кампучии. В руках «красных кхмеров» оказалось около двадцати процентов территории страны.

Но возраст Пол Пота приближался к восьмому десятку, он часто и тяжело болел, его мучили возвратные приступы малярии, которую он подхватил ещё партизаня в конце 1950-х. Всё чаще он оставался один на своей личной секретной базе, известной под кодовым названием «бюро-87», расположенную в Кардамоновых горах. Дорогу туда знали лишь его личный шофер и телохранитель.

В июне 1996 года, после одного такого приступа, по мировым СМИ даже прошло ложное сообщение о его смерти. Он уже не мог всё время контролировать ситуацию и вынужден был полагаться на своих ближайших соратников. Казалось, это нерушимый круг, единая воля, люди, чья верность была проверена десятилетиями борьбы и пролитой в боях кровью. Но старая верная и преданная дружба не выдержала испытания тем, что товарищ Пол Пот так яростно пытался уничтожить — большими деньгами.

В руках западной группировки сил Демократической Кампучии во главе со свояком Пол Пота Иенг Сари оказались крупнейшие в мире месторождения сапфиров, северная группировка под командованием генерала Та Мока располагала на своей территории плантациями ценных пород деревьев. Торговля этими ресурсами приносила «красным кхмерам» десять миллионов долларов ежемесячно. И, выйдя из-под твёрдого контроля лично товарища Пол Пота, высшие руководители стали позволять себе буржуазную роскошь. Они пошли по капиталистическому пути и стали проявлять феодальные замашки. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в приобретение боеприпасов и современных видов вооружений, они через подставных лиц инвестировали их в недвижимость, вкладывали в игорный бизнес, скупали малые предприятия. Таких буржуазных перерожденцев из числа руководящего аппарата организации товарищ Пол Пот презрительно именовал «микробами, проникшими в здоровый организм партии». Вскоре они стали разъезжать по джунглям на джипах последней модели, вели переговоры со своими брокерами в Бангкоке и Пномпене по радиотелефонам. От моральной деградации и разложения оставался лишь шаг до политической измены…

Первым предал Иенг Сари. Он вместе с тремя тысячами своих сторонников заключил перемирие с правительством в сентябре прошлого года. Взамен ему было обещано, что его военные формирования сохранят контроль над провинцией и позволят принять участие в политической жизни. Иенг Сари добился легализации своих капиталов. Видя успех Иенг Сари, остальные разложившиеся члены руководства стали строить планы о заключении перемирия и легализации своей коммерческой деятельности. Узнав об этом, товарищ Пол Пот, ни минуты не колеблясь, отдал приказ арестовать за измену революции своих главных «помощников» — бывшего министра обороны Сон Сена и главного идеолога Кхиеу Самфана. Изменника Сон Сена товарищ Пол Пот велел переехать грузовиком, а с Кхиеу Самфаном намеревался провести воспитательную работу. Но верные Кхиеу Самфану части генерала Та Мока задержали отряд в двести человек под командованием Пол Пота, арестовали его самого и освободили Самфана. Через несколько дней радио объявило, что над Пол Потом готовится трибунал.

Пол Пот был арестован 20 июня по распоряжению командующего армией «красных кхмеров» генерала Та Мока. Он содержится в лагере Анлонг Венг на севере страны. Пошли разговоры о трибунале над Пол Потом как о «новом Нюрнберге». К этому процессу живо подключилась американская сучка Олбрайт, которая готова на всё, лишь бы укрепить здание нового мирового порядки и вытравить из памяти народов всякое воспоминание о коммунизме. Но на самом деле трибунала никто и не хотел, ведь любое независимое расследование показало бы, что никакого геноцида на самом деле и не было, а во всех бедах камбоджийского народа виноваты не «красные кхмеры», а американские и вьетнамские марионетки, роялисты и «розовые» псевдокоммунисты.

Спустя всего несколько дней после ареста победители перегрызлись словно пауки в банке. Пол Пот и движение «красных кхмеров», как оказалось, было единственным фактором, удерживавшим от раскола противоестественную правящую коалицию. Хитрый Хун Сен вновь захватил безраздельный контроль над столицей и большей частью территории страны. Второй премьер, сын Сианука Ранарит был объявлен изменником. Вооружённые формирования Народной партии Камбоджи выбили войска монархической партии ФУНСИНПЕК и поддержавших её отрядов ренегатов из числа «красных кхмеров» на территорию Таиланда. Вновь многострадальный народ ввергнут в пучину гражданской войны.

Изменники дела революции из числа бывших «красных кхмеров», перешедшие на сторону монархистов Кхиеу Самфан и одноногий Та Мок не решились казнить великого революционера и лишь приговорили его к пожизненному «домашнему аресту». В октябре прошлого года он впервые за много лет дал интервью журналисту гонконгского журнала «Фар Истерн Экономик Ревю» — первому западному журналисту, с которым он согласился встретиться за последние 18 лет. «Моя совесть чиста», — заявил Пол Пот. — «Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора. Мы должны были защищать себя от вьетнамцев, которые хотели раздавить Кампучию. Говорить о миллионах погибших — это слишком большое преувеличение. Все эти мемориалы в память о погибших не более чем вьетнамская липа. Посмотрите на груды черепов, которые они приводят в качестве доказательств». — отметил бывший кампучийский лидер. — «Разве у кхмеров или других коренных народов Камбоджи были когда-либо такие маленькие черепа? Нет, печально знаменитые «горы черепов» не могут принадлежать камбоджийцам, имеющим значительно более крупные черепа. Нашей задачей была борьба за социализм, а не убийство людей. Посмотрите на меня — разве я похож на тирана?» — подчеркнул Пол Пот. В своих действиях он руководствовался исключительно революционными убеждениями и политической целесообразностью. В своём интервью Пол Пот попросил всех с сочувствием отнестись к его плохому здоровью и тяжёлой судьбе.

17 апреля в судьбе Великого революционера была поставлена точка. С начала апреля Клинтон, которому, видно, в голову ударила моча, заявил, что намерен дать поручение специальным подразделениям американской армии изловить Пол Пота, чтобы судить его судом международного трибунала. Никто в этих условиях не мог поручиться, что Кхиеу Самфан, предавший уже один раз, выполнит свое обещание и не выдаст престарелого вождя в руки американцев. В лагере Анлонг Венг вспыхнуло восстание верных полпотовцев. Более тысячи бойцов вместе со своим великим вождем ушли в глубину джунглей. Кхиеусамфановцы бросились по пятам и настигли партизан Пол Пота. Что там произошло, никто точно не знает. Но через несколько дней, 17 апреля все телевизионные станции мира передали видеозапись, на которой демонстрировалось тело мертвого Пол Пота. Спустя некоторое время независимые медицинские эксперты, которым были переданы останки великого революционера, заявили, что он был коварно отравлен…

Пол Пот и маоизм

Пол Пот не уничтожил 2 или 3 миллиона людей.

Индокитайская война США уничтожила 600 000 камбоджийцев и оставила ещё миллионы бездомными и голодающими.

Иногда критики Мао Цзэдуна или нынешнего «Сендеро луминосо» говорят, что Пол Пот, политический лидер, часто обвиняемый в геноциде в Камбодже/Кампучии, был маоистом. Рупоры буржуазии вроде «New Republic» также говорят, что «Сендеро» – поклонники Пол Пота.

Так как большинство читателей не знает ничего о Мао или Пол Поте, эффектом становится то, что маоизм приравнивается к геноциду. Это лишь ещё одно средство буржуазных пропагандистов упрощённо представить коммунизм как всё злое. Пол Пот был лидером Красных кхмеров, революционной группы, считавшей себя коммунистической. В 1975 г. Красные кхмеры захватили власть в стране, которая тогда называлось Камбоджей.

Естественно, что поскольку Красные кхмеры захватили власть у поддерживаемого США правого режима, они подверглись брани империалистических кругов США независимо от того, были они маоистами или нет. Следовательно, необходимо отделять антикоммунистическую и проимпериалистическую пропаганду от того, что может быть правдой в обвинениях Пол Пота в геноциде.

Уже к 1975 г. примерно 10% кампучийского населения – 600 000 чел. – умерло в результате Вьетнамской войны. Эти 600 000 смертей были вызваны попытками США разыскать в Камбодже вьетнамских коммунистов.

Распоряжение Никсона о бомбёжках Камбоджи и вторжении войск США в Камбоджу было поворотным моментом движения против Вьетнамской войны в Соединённых Штатах. Сегодня, однако, многие, кто никогда не выступал против роли США в Индокитае, осуждают насилие Пол Пота. Это всего лишь лицемерие, чтобы избежать неприятностей, поскольку люди забывают об Индокитайской войне США.

Спровоцированная США война – бомбардировки, в частности, – также привела к появлению 2 миллионов беженцев, затопивших города. Города тогда попали в зависимость от продовольственной помощи США из-за войны и несостоятельности правого режима Лон Нола.

Следовательно, Пол Пот и Красные кхмеры захватили власть у Лон Нола в 1975 г. в наихудшей возможной ситуации: люди голодали; Кампучия была беднейшей страной в мире, а треть населения была беженцами.

Следующее обвинение, которое часто звучит со стороны империалистических критиков, – что Пол Пот подавил людей, насильственно переселив их из городов. Верно, что Пол Пот освободил Пномпень; однако, учитывая, что эти люди голодали и что экономика была в руинах, с экономической точки зрения перемещение не было плохой идеей. Кажется, спасение жизней обычно не рассматривается критиками Красных кхмеров. Даже в этом случае, как минус, Красные кхмеры признали что 2-3 тыс. человек умерло в процессе перемещения из Пномпеня.

Следующее обвинение – что, выполняя якобы безумную коммунистическую политику, Пол Пот просто уничтожал людей по незначительным поводам или вовсе без таковых. Однако, как и в критике Сталина, буржуазные пропагандисты пропускают некоторые тонкости.Страна Камбоджа,где камбоджа,города камбоджи

Пол Пот не уничтожал 2 или 3 миллиона человек, хотя такое впечатление оставляет пресса, воздерживаясь от пояснений. Пол Пот уничтожил в 1975-79 гг. от 75 000 до 150 000 человек, в основном горожан, принадлежащих к высшему классу или интеллигенции. Вьетнам вторгся в Кампучию в декабре 1978 г. и сверг Красных кхмеров в январе 1979 г.

Данные о 2 или 3 миллионах следуют из подсчётов всех смертных случаев в период 1975-1979 гг., основанных на оценках численности населения. Финская расследовательская комиссия (Finnish inquiry commission) заключает, что в период Пол Пота умер 1 миллион человек или даже меньше. По крайней мере несколько тысяч из этих смертей было вызвано повторными военными столкновениями со Вьетнамом.

Серьёзный голод вновь последовал за заключительным вьетнамским вторжением в декабре 1978 г. и к моменту начала предоставления интернациональной помощи для многих было уже слишком поздно. 2 миллиона или 30% населения умерло всего в 1970-х от военных действий США, в период Пол Пота и от вьетнамских вторжений.

Пол Пот – не маоист

Пол Пот никогда не назвал себя маоистом при жизни Мао.

Мао никогда не называл Пол Пота маоистом.

Пол Пот никогда не поддержал «банду четырёх», преемников Мао, и фактически назвал их «контрреволюционерами».

МИД не рассматривает Пол Пот и Красных кхмеров как модель.

Притом, что необходимо отделить правду от империалистической выдумки, невозможно полностью защищать Пол Пота в связи с тем простым фактом, что он – оппортунист, а не маоист.

Неверным было бы сказать, что между Красными кхмерами и Китаем не было никаких связей. В различные времена маоистская пресса прославляла борьбу вьетнамского, камбоджийского и корейского народа за самоопределение и восстановление своих страны, но никогда не называла их коммунистические партии маоистскими. Китай также предоставлял помощь этим и другим странам, вроде Танзании в Африке, которые даже не провозглашали себя коммунистическими.

Сам Пол Пот никогда называл себя маоистом до смерти Мао. Но даже и тогда, Пол Пот, как премьер-министр, осудил преемников Мао, «банду четырёх» 22 октября 1976 г..

После более 20 лет, в течении которых Пол Пот настаивал, что не следует ни за каким отдельным зарубежным революционным лидером, он объявил себя маоистом новому лидеру Китая, Хуа Гофэну (который также претендовал считаться преемником Мао) в октябре 1977 г., через месяцем после того, как Вьетнам послал в Кампучию солдат на 10-мильную глубину через 650-мильную границу.

Даже тогда товарищи Пол Пота в Кампучии подчёркивали между собой и перед народом, что Красные кхмеры независимы и не следуют ни в чьём фарватере. В любом случае, к октябрю 1977 г. не только Мао был уже мёртв, но и Хуа арестовал сторонников Мао, «банду четырёх», включающую жену Мао Цзян Цин.

Хуа также реабилитировал Дэн Сяопина и, по иронии судьбы, работает сегодня под его руководством. Одной из последних акций Мао перед смертью было вычищение Дэн Сяопина с правительственных постов и из партийного руководства.

Другими словами, Пол Пот называл себя маоистом, но он принимал арест «банды четырёх». Следовательно, Пол Пот никогда не был настоящим маоист по стандартам МИД.

В 1977 г. Пол Пот критиковал Дэн Сяопина как контрреволюционера. Однако, в 1979 г. и после вьетнамского вторжения в Кампучию, Пол Пот хвалил Дэн Сяопина. Разговоры о маоизме были отброшены, ибо высшим лидером Китая стал Дэн Сяопин, сменив Хуа Гофэна.

Пол Пот назвал себя маоистом, только чтобы получить военную помощь и поддержку от Китая. Он менял свою линию в угоду тем, кто стоял в данный момент у власти в Пекине, и никогда не поддерживал «банду четырёх».

Говорить, что Пол Пот маоист – также ложь. Единственная возможная правда в этих обвинениях – что некоторые теории Пол Пот похожи на теории Мао. Но это так же верно для многих теорий революционеров Третьего мира.

Хотя это – интересный вопрос, до какой степени Красные кхмеры принимали некоторые идеи, которые были маоистскими или более крайней версией маоизма, и интересно оценить успех или неудачу их политики, просто неправильно для журналиста относить Красных кхмеров к маоистам. Изучение этих проблем требует намного больше исследований, чем возможно в статье «New Republic».

Посмотрим альтернативное мнение сторонников коммунистического пути развития, с которым я как автор, категорично не согласен.

Практический опыт построения коммунизма в Камбоджи

Глубина и масштабы социалистических преобразований превосходили все, что делалось в этом направлении за всю мировую историю. Через несколько дней после вступления отрядов «красных кхмеров» в Пномпень цены на все товары по распоряжению центральной власти были снижены в сто раз. А после того, как радостное население ринулось в магазины и лавки и скупило в них все товары, деньги за ненадобностью были отменены, а Национальный банк как главный рассадник товарно-денежных отношений был образцово-показательно взорван. Так без малейших усилий, без принудительной национализации легко и очень мудро была за один день под корень уничтожена рыночная экономика.

Весной 1976 года была принята новая конституция страны, провозгласившая создание Демократической Кампучии — «государства крестьян, трудящихся и военнослужащих». За крестьянами, в соответствии с конституцией, резервировалось две трети мест в парламенте. Остальные поровну распределялись между военными и рабочими.

Вскоре всё городское население страны отправилось в дорогу. Все городские жители были распределены по сельскохозяйственным коммунам. Пномпень был полностью эвакуирован и превратился в город-призрак, по улицам которого бродили дикие животные, который постепенно поглощали джунгли. В нём не осталось ничего, кроме иностранных посольств.

Всё население было распределено по сельскохозяйственным коммунам и должно было каждый день работать на рисовых полях, что, конечно же, не нравилось городским бездельникам, которые сочиняли впоследствии сказки об ужасах полпотовского режима. Минимальный достаток был обеспечен всем: каждый гражданин страны получал после тяжёлого рабочего дня свою чашку риса. Каждый камбоджиец получал от правительства раз в год симпатичный комплект одежды — штаны и рубаху из черной хлопчатобумажной ткани единого образца для мужчин и для женщин (как говорят теперь в модных супермаркетах, «унисекс»). Женщины должны были коротко стричь волосы, носить украшения не разрешалось как феодально-буржуазный пережиток. Таким образом, социальное и половое равенство было достигнуто — некому стало завидовать.

Быт беднейших крестьян должен был стать образцом для воспитуемых. Пол Пот, в отличие от других прогрессивных лидеров стран третьего мира, неоднократно подчёркивал, что опирается не на все крестьянство в целом, но лишь на 30% его беднейших слоев, что ещё раз подтверждает то, что он был пролетарским, а не мелкобуржуазным революционером. С 1976 года запрещено было готовить пищу дома и поглощать её в одиночку. Всё население по месту работы было прикреплено к общественным столовым. Бывшие гнилые интеллигенты и городские лоботрясы, быть может, впервые в жизни занялись общественно-полезным трудом: они помогали своей стране решать продовольственную проблему и занимались оздоровлением окружающей среды — возводили дамбы, рыли каналы, расчищали непроходимые джунгли. Жизнь в Кампучии с каждым днем становилась все краше.

Другим немаловажным аргументом в пользу переселения городских жителей в сельскую местность стали чисто экономические факторы. Население городов привыкло жить за счёт американского экспорта. Сами горожане были не в состоянии себя обеспечить. Поэтому в условиях полного разрыва с западным миром и начинающегося ухудшения отношений с Вьетнамом откуда было взять деньги на экспорт? Кто должен был кормить городских дармоедов? Нельзя же было вновь, как при Сиануке, перейти к эксплуатации города деревней. Конечно, КНР оказывала некоторую материальную поддержку правительству «красных кхмеров», но вьетнамские канонерки могли в любой момент заблокировать единственный морской порт Кампот на юго-востоке страны. Тогда городам пришлось бы вымереть от голода. Так что переселение в сельскую местность стало не бедствием, а спасением для кхмерской интеллигенции. А неблагодарные интеллигенты вспоминают лишь о том, что им пришлось хорошенько потрудиться на рисовых полях. И люто ненавидят за это, в сущности, добрейших по своей природе «красных кхмеров».

Само устройство кампучийского общества тоже не имело аналогов в мировой практике. Формально государственное устройство мало чем отличалось от политической системы большинства социалистических стран. Пол Пот был премьер-министром и генеральным секретарем компартии, Иенг Сари — заместителем премьера и министром иностранных дел, Сон Сен — министром обороны. Существовал парламент — Палата народных представителей. Но всё это были не более чем декоративные элементы, рассчитанные на простодушных доверчивых иностранцев. Реально после победы революции ни государственного аппарата, ни даже партии фактически не существовало. И правильно, зачем трудовому народу кормить оравы чиновников, зачем на партийных съездах тратить время на то, чтобы выслушивать всяких перерожденцев, продавшихся ревизионистской Москве или Ханою Все бредни насчет коллективного руководства — выдумки изменника Хрущёва…

Полной единственной и нераздельной властью в стране обладал не ЦК или кабинет министров, а «Ангка луэро» — верховная организация, включавшая в себя восемь членов того самого марксистского кружка, который в начале 1950-х в Париже и замыслил кхмерскую революцию. Помимо «Ангка луэро», именем которой вершились все преобразования в стране, действовала также «Ангка падевоат» — «революционная организация», выполнявшая функции и партии, и управленческого аппарата, и карательных органов, и армии. По существу это были те же крестьяне в чёрных робах, но только с автоматами. Можно сказать, что в Кампучии было осуществлено гениальное предвидение Энгельса: государство «красные кхмеры» «сдали в музей наряду с каменным топором и прялкой».

Страна Камбоджа,где камбоджа,города камбоджи

Основу кадров для «ангка» нижнего уровня вербовали в первую очередь из крестьянской молодёжи. Молодёжь, не обременённая патриархальными реакционными традициями сельской общины («старой перхотью», как называл разного рода пережитки товарищ Пол Пот, любивший меткие афоризмы), представляла собой как бы авангард внутри основного авангарда — беднейшего крестьянства. Молодых людей мобилизовывали и ставили под ружье, начиная с 12 лет.

Другим источником кадров для Революционной организации служили горные племена, в первую очередь племя куой. Забитые и угнетённые при всех прежних режимах только при социализме кхмерского образца горцы почувствовали себя полноправными членами общества. Здесь важно сказать о национальной политике «красных кхмеров», ибо в большинстве клеветнических пасквилей, вышедших о периоде правления товарища Пол Пота, утверждается, что он был великокхмерским шовинистом. Нет, бедные отсталые малые племена получили все гражданские права. Но зато, скажем, мусульманские племена тямов, традиционно занимавшиеся торговлей и служившие опорой лонноловского режима, отправлялись для перевоспитания в коммуны усиленного режима. Или, скажем, китайцы, составлявшие финансовую олигархию прежнего общества (несмотря на то, что КНР был единственным стратегическим союзником Кампучии), направлялись в поселения со строгой дисциплиной, романтично названные «деревни, где китайцы плачут».

Само государство было переименовано в третий, но далеко не в последний раз. Называлось оно тогда Демократическая Кампучия, просто так, без слова «республика», которое было ненавистно трудящимся массам, поскольку напоминало о «Кхмерской республике» негодяя Лон Нола. Некоторое время формальным главой государства оставался Сианук, но потом он был обвинен в феодальных замашках, снят по решению «организации» с королевского поста и посажен под домашний арест. Потом незадачливому принцу позволили уехать в Китай по просьбе китайских товарищей.

Что касается внешней политики Демократической Кампучии, то дружественные отношения были установлены только с двумя странами — КНР и КНДР, как с государствами, проводящими наиболее последовательный антиимпериалистический курс. А зачем устанавливать какие-то отношения с прогнившими режимами Запада или морально нездоровыми странами советской ориентации? Ведь в стране была достигнута благодаря подлинному курсу «опоры на собственные силы» полная автаркия — самообеспечиваемость и самодостаточность. Рис мы произведём сами, а больше нам от вас ничего не надо! Правда, полезный опыт прогрессивных стран всё-таки перенимался. Так, инструкторами в карательных органах работали офицеры северокорейского министерства общественной безопасности Но, вообще говоря, когда японцы обратились к правительству Кампучии с предложением установить дипломатические отношения, «красные кхмеры» заявили, что это им не понабиться ещё лет двести.

Неслыханную даже в других социалистических странах заботу руководство «красных кхмеров» проявляло об укреплении семьи. Этот процесс тоже нельзя было пустить на самотёк: что будет, если проверенный преданный революции товарищ выберет себе идейно чуждого спутника жизни? Такой случайно выбранный супруг может сбить революционера с верного пути или просто испортить ему повседневную жизнь. Поэтому кадровые работники ангка считали, что семья должна создаваться по чётким критериям — политическим, идеологическим и психологическим — и принадлежать одной социально-классовой группы населения, за чем «организация» строго следила. В свадебные дни в коммунах выстраивали друг напротив друга в шеренги по 50-100 человек, заранее отобранных и проверенных партией кандидатов на брак. Представитель ангки выкликал пары по именам, а потом говорил: «А теперь поцелуйтесь, живите счастливо и рожайте детей ради укрепления революции». Партия помогала решать проблемы и тех, кто при ином общественном устройстве оказался бы выброшенным за борт: так, если партия приказывала идейно зрелым девушкам выйти замуж за ветерана войны, они беспрекословно соглашались и были счастливы в браке.

Разумеется, «революционная организация», основной опорой которой была молодёжь, первостепенное значение уделяла воспитанию подрастающего поколения. Уже в возрасте 6-8лет все дети попадали в интернаты, где под руководством преданных кадровых работников они вооружались правильной идеологией. Учебников на всех не хватало, поэтому простые классовые истины заучивались в виде революционных песен-лозунгов. Остальное время дети отдавали «развёртыванию тыловых битв» — обучению важнейшим навыкам крестьянского труда. Часто по указанию «Ангка луэро» детей и подростков мобилизовывали на борьбу по обезвреживанию шпионов и замаскировавшихся предателей.

Все население страны по решению народной власти было разделено на три основные категории. Первая — «основной народ» — включала в себя жителей областей, где ещё в 1950-е годы возникли партизанские базы, тех, кто не понаслышке знал, что такое жить при социализме, кто уже с начала 1970 года жил в освобождённых районах, наиболее пострадавших от налетов американской авиации. Это была движущая сила страны — люди, испытывавшие к коммунистам чувство благодарности за освобождение от векового гнёта.

Вторая часть — «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была подвергнуться серьёзному перевоспитанию. И, наконец, третью категорию составляли гнилая интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была подвергнута широкомасштабной чистке.

Мы не фарисеи и на страницах «Бумбараша» не раз чётко и ясно давали понять: чистки при социализме необходимы, без них управленческий аппарат, хозяйственные руководители и творческая интеллигенция неизбежно перерождаются. Вопрос лишь в том, чтобы определить их минимально необходимый масштаб.

Товарищ Пол Пот прекрасно понимал это и не раз говорил: «Недостаточно подрезать плохой куст. Надо вырвать его с корнем».

Но действительно ли в Кампучии имел место такой широкомасштабный террор против всех категорий населения, который буржуазные и ревизионистские писаки называют «геноцидом»? Намнём с того, что они не могут даже назвать сколь-нибудь точной цифры. Последний пример: когда стало известно о трагической гибели товарища Пол Пота, НТВ в своей передаче вначале назвало цифру погибших в Кампучии за период с 1975-го по 1979 год в 2 миллиона, а через пять минут тот же диктор заявил, что всего за период владычества «красных кхмеров» погиб 1 миллион людей. А на следующий день та же программа назвала цифру в 3 миллиона. Кому же верить?

«Обличители» показывают на киноплёнке горы черепов. Но само по себе это ещё ничего не значит. Кампучия действительно многострадальная страна и в этих могилах мог быть кто угодно. Это могли быть и жертвы массированных американских бомбардировок, это могли быть и жертвы лоноловской военщины, могилы партизан, сражавшихся за свободу страны против французских колонизаторов, это могли быть, наконец, останки давно минувших эпох, скажем тайского вторжения на территорию Камбоджи в прошлом веке.

Вспомните, скажем, фильм, основанный на реальных фактах, Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Речь в нём идет о том, что несколько американских коммандос, наплевав на начальство, уходят из Южного Вьетнама на территорию Камбоджи и устанавливают там кровавое царство террора. Вот откуда горы черепов, вот, оказывается, кто виноват. А разве это единичный случай?

Репрессии, конечно, были, но коснулись они лишь элиты прежнего режима сливок высшего общества, которые упорно не желали становиться на путь исправления и искренне принять идейно нравственные ценности нового строя. Причем исключений не было сделано ни для кого, в чистках погибли четыре брата и сестра самого Пол Пота (ведь он происходил из богатой помещичьей семьи), включая и товарища его детских игр Салот Чхая. В живых осталась только одна его сестра Лот Сарин — та, что была наложницей короля.

Причина, по которой была уничтожена Демократическая Кампучия, причина, по которой на её руководителей выливали ушаты грязи и обвиняли в самых несусветных грехах, заключается в том, что, сведя все данные о Кампучии в один реестр, системные аналитики в Кремле и в Белом доме схватились за голову. Что же это будет, если народы мира узнают, что можно вот так запросто взорвать Госбанк и жить без денег? Что можно сровнять с землей города и коптящие небо заводы и жить в первоначальной гармонии с природой в коммунах, что всю элиту, будь то монополистическая буржуазия или партийная бюрократия, можно перевоспитать тяжёлым и упорным крестьянским трудом и превратить в простых сельских тружеников? «Нет!» — завопили те, кто отвечает за судьбы мировой политики. — «Эдак и у нас такое народ захочет сделать. Не допустим! Никогда! Нужно всё это срочно задавить и дискредитировать!». И задавили штыками вьетнамцев.

Моральный дух в войсках «красных кхмеров» был высок: молодые бойцы готовы были сражаться против вьетнамцев в соотношении «один против тридцати». Но перевес в численности и в вооружении был явно на стороне Вьетнама. Пол Пот с сорока тысячами своих вооружённых сторонников был вынужден отойти на территорию Таиланда, но не прекратил борьбу.

Если Пол Пот действительно был «кровавый маньяк», а вьетнамские войска принесли кхмерской нации избавление от ужасов «геноцида», как утверждает демократическая пресса, то почему, хочется спросить мне, вместе с ним ушли не только его вооружённые формирования, но и сотни тысяч беженцев? Почему «красные кхмеры» на протяжении почти двадцати лет успешно ведут партизанскую борьбу контролируют обширные районы страны и пользуются значительной поддержкой местного населения?Страна Камбоджа,где камбоджа,города камбоджи

Какие бы оправдания в достижении своих целей не придумывали политики всех времён, нет оправдания бессмысленной смерти даже одного человека, если он умер безвинно.

В форму ниже вписывайте свой эл. адрес и Гугл сообщит вам обо всех обновлениях на сайте.

Впишите свой email адрес:

Об авторе admin

Путешествия, юмор, фото, видео
Запись опубликована в рубрике История, Камбоджа, Рассказы путешественников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.