Туннель под Ла-Маншем является крупнейшим финансируемым из частных источников инженерным проектом в истории. Великобритания и Франция объявили о своих планах построить туннель под Ла-Маншем 20 января 1986 года.
Французский горный инженер Альберт Матье Фавье считается исторически первым, кто предложил свой проект строительства туннеля под Ла Маншем между Англией и Европой в 1802 году.
В 1875 году на строительство туннеля получил полномочия Британский инженер Джон Пинкертон от правительств Англии и Франции. Пробное строительство началось, но вскоре остановилась из-за опасений по поводу военной обороны. После этого было еще очень много проектов, но все они не состоялись по различным причинам.
Между 1882 и 1950 году британский парламент отклонил десять проектов строительства туннеля под Ла-Маншем, в основном, по причинам национальной безопасности.
Настоящий туннель построен на основе схемы составлены в 1960 году группой ученых и инженеров состоящих из представителей французских и английских компаний, а также американских компаний и компаний-операторов, обслуживающих Суэцкий канал.
Работа остановилась в январе 1975 года, после того как были пройдены первые 740 метров. В 1980 Tarmac, строительная компания, стала основной движущей силой проекта. В ноябре 1984 года правительства двух стран, Франции и Великобритании, решили поддержать возобновление проекта и в апреле 1985 было предложено представить проекты потенциальным исполнителям работ.

На схеме Евротуннель в разрезе: А-основные туннели, В-вспомогательный, С-пешеходные переходы между туннелями и Д-вентиляционные туннели.
Исполнителем работ стал консорциум TML состоящий из многих французских и английских строительных компаний. В 1987 году частная компания “Евротуннель“, созданная TML и частными банками, была зарегистрирована на фондовом рынке. Eurotunnel получил 55 лет концессии на высокоскоростную железную дорогу между Лондоном и Парижем.
Строительство туннеля началось в сентябре 1987 года. Сначала бурильные и горнопроходческие работы начались на побережье и в море, а в 1988 году, когда все международные договоры были подписаны, земляные работы начались не на шутку.
Две секции служебного туннеля были первыми, которые соединились в декабре 1990 года. В общей сложности было вынуто и удалено 7 миллионов тонн грунта. На пике активности, на строительстве туннеля, было задействовано 15000 строителей в течение семи лет.
В конце 20113 года мне удалось проехать по Евротуннелю из Германии в Англию и весь путь занял минут 30-40, точно не засекал. Так прошелся до туалета и обратно и не потому что нужно было, а так осмотреться и пофоткать по привычке.
ВАЖНО!!!!! На стене имеется знак “Перечеркнутый фотоаппарат” т.е. фотографировать нельзя. На самом деле можно, но только с выключенной фотовспышкой. На нее реагирует пожарная сигнализация, а это остановка поезда, арест и просто космический штраф или даже тюрьма. Объяснять что либо будет бесполезно.
Хороших и вам впечатлений.
О других шедеврах рукотворного искусства вы можете почитать на сайте в обзорной статье “Рукотворные чудеса света”